Полёт Аполлона-8
Хочу два слова сказать относительно полёта Аполлона-8, на котором люди впервые стартовали в сторону Луны и вышли на её орбиту. У меня была информация, но я долго не мог вспомнить, где я её читал. Спросил у своих друзей. И они подсказали.
В материалах речь шла о том, что в графике НАСА такого старта, как Аполлон-8, не было. И объяснение было вполне логичным. У американцев не было резервного маршевого двигателя на космическом корабле Аполлон. Если с двигателем что-то произойдёт - вернуть космонавтов на Землю станет невозможно.
Поэтому с самого начала полёт к Луне был запланирован только в составе корабля и лунного модуля. Но ... шла ожесточённая гонка за первенство полёта на Луну между СССР и США. Американцы как-то пронюхали, что у нас в декабре 1968 года готовится пилотируемый старт к Луне. Или, если не пронюхали, то допускали, что у нас может получиться облететь Луну в декабре 1968-январе 1969 года. И вот тут они пошли ва-банк. Все понимали, что технически данный риск ни чем не оправдан. Сроки полёта с посадкой на Луну от такого риска не изменятся. Смысла в полёте не было. Но на карте стояла репутация всей Америки. И космонавты Борман, Андерс и Ловелл были принесены в жертву этой репутации. И опять в игру вступают "тёмные силы". Ловелл рискнул полететь вместе с Борманом и Андерсом без резервного двигателя. И им троим повезло. Двигатель сработал отлично.
Экипаж с триумфом вернулся на Землю. Это был первый видимый всему миру шаг, которым американцы, действительно, обогнали СССР в лунной гонке, - впервые после советских побед в космосе. И вот Ловелл летит второй раз к Луне на "Аполлоне-13". На этот раз с ним нет ни Андерса, ни Бормана. Зато теперь у Ловелла есть резервный двигатель, т.к. программой полёта предусмотрена посадка на Луну. И поэтому вместе с командным модулем к Луне летит и лунный модуль. И вот, когда вся эта махина разогнавшись с помощью третьей ступени ракеты-носителя "Сатурн-5" вышла на тарссу полёта к Луне, приборно-агрегатный отсек командного модуля, в котором находились все системы обеспечения работы маршевого двигателя, в том числе топливо и сам маршевый двигатель со своими системами - взорвался. Если бы подобный взрыв произошёл на Аполлоне-8 - экипаж погиб бы. А на Аполлоне-13 был лунный модуль. Именно с момощью систем жизнеобеспечения лунного модуля космонавтам удалось продержаться всё то время, пока корабль совершал манёвр по трассе Земля-Луна-Земля. Когда корабль, удаляясь от Земли, пролетел мимо Луны, совместное тяготение Земли и Луны развернуло траекторию корабля в сторону Земли. Сейчас я точно не помню, но по-моему, по всей трассе полёта все манёвры осуществлялись с помощью двигателей лунного модуля. Моё сомнение в том, что есть ничтожно маленькая вероятность того, что корабль весь полёт совершил без единой коррекции таектории. Но, поскольку я знаю, что такие полёты без коррекций ещё никому не удавалось провести (а про Аполлон-13 я не помню), я с большой долей вероятности утверждаю, что коррекции полёта Аполлона-13 проводились двигателями лунного модуля. Ведь космическому кораблю надо быо попасть в очень узкий коридор входа в атмосферу Земли, чтобы, с одной стороны, перегрузка не достигла недопустимых величин 12-25 единиц, во-вторых, чтобы спускаемый аппарат зацепился за атмосферу, а не пронзил бы её на большой высоте и ушёл бы на орбиту Земли, с которой сойти было уже невозможно, т.к. двигателей нет. А такой точности можно добиться только с помощью коррекций траектории.
Коррекция, - это когда включаются двигатели с целью изменить направление траектории в желаемом направлении. А желаемое направление - коридор входа в атмосферу Земли шириной в несколько километров.
Судьбу не обманешь. Конечно, всё это случайные совпадения. И лично я не верю ни в какие "тёмные силы". Но такой факт в истории космонавтики имел место.
Авария Аполлона-13 доказывает, что составленный НАСА план высадки человека на Луну без полёта к Луне корабля без лунного модуля в варианте Аполлон-8 был в высшей степени обоснован всем предыдущим опытом освоения космоса. Но победили политические амбиции. Старт Аполлона-8 состоялся. Справедливости ради надо сказать, что двигатель у командного модуля отказал всего один раз - во время полёта Аполлона-13. Но и в СССР на "Союзах" маршевый двигатель отказал тоже пока всего лишь один раз: на Союз-33 с Рукавишниковым и Ивановым. Но в каждый полёт Союз уходит с резервным двигателем, который может посадить корабль в случае отказа основного двигателя.
Владимир Хало