Комментарий О.В.Мосина по качеству московской питьевой воды
Качество московской питьевой воды
Главная проблема оценки качества питьевой воды заключается в том, что критерии качества воды в России и в Еврозоне разные, а поэтому разный перечень вредных веществ и их предельно-допустимых концентраций (ПДК), подлежащих оценке. Качество питьевой воды в России определяется нормами санитарно-эпидемиологических правил и нормативами, утвержденными главным государственным санитарным врачом Российской Федерации. Главным Российским ГОСТом на питьевую воду является введенные в действие в 2002 г. Санитарные правила и нормы (СанПиН 2.1.4.1074-01). Согласно этим нормам под питьевой водой подразумевается вода с соответствующими органолептическими показателями - прозрачная, без запаха и с приятным вкусом, без вредных примесей и болезнетворных микроорганизмов. Полезных минералов в воде должно быть не более 1 г/л, значение рН равняется 7 или 7,5, жесткость не выше 7 ммоль/л. Суммарное количество вредных химических примесей должно составлять либо десятые-сотые доли их предельно-допустимых концентраций (ПДК), либо вообще отсутствовать, т. е. их концентрации ничтожно малы. Только такая вода удовлетворяет качеству питьевой воды. По оценкам специалистов Мосводоканала на сегодняшний день Москва – один из немногих городов России, где питьевая вода полностью соответствует всем требованиям. В Подмосковье с питьевой водой дела обстоят хуже. По заключению Санэпиднадзора Московской области, более половины проб воды из кранов в Клинском, Солнечногорском, Егорьевском, Серебряно-Прудском и Можайском районах не отвечают требованиям санитарных норм. В воде этих районов был обнаружен переизбыток железа, фтора, марганца, бора и стронция, которые могут быть опасны для здоровья.
Очистка воды подразумевает максимальное удаление из воды вредных примесей неорганической и органической природы – железа, алюминия, магния, тяжелых металлов, хлорорганики, нефтепродуктов, поверхностно-активных веществ, а также болезнетворных микроорганизмов. Однако, очистные сооружения часто не справляются с потоком загрязнений поставленными задачами и для гарантии большей безопасности добавляют в воду большие концентрации хлора. Всем известно из школьного курса химии, что хлор — сильнейший окислитель, окисляющий органику и уничтожающий болезнетворные микроорганизмы. В воде он вступает в химическую реакцию с множеством органических веществ, присутствующих в реках и водохранилищах, откуда ведется водозабор. В результате в воде образуются гораздо более вредные хлорорганические соединения, чем сам хлор – тригалометаны, хлороформ, хлортолуол и др. Поэтому часто в московской питьевой воде присутствует запах хлора, а сама вода не прозрачна и имеет неприятный привкус. Особенно это проявляется там, где очистные сооружения старые или долго не модернизировались. Хотя по существующим нормам в воде должно содержаться от 0,8 до 1,2 мг/л связанного хлора, а свободного хлора - от 0,3 до 0,5 мг/л. От свободного хлора в воде можно избавиться в домашних условиях. Если воду прокипятить или оставить на 3 часа в открытой посуде, хлор улетучится. Обеззараживать воду без хлора дорого и экономически нецелесообразно. На данный момент это самый эффективный способ обеззараживания воды. На некоторых московских станциях водоочистки – Рублевской и Юго-Западной используется более передовой метод обеззараживания воды озоном, но озон также как и хлор - сильный окислитель и вступает в реакцию со многими веществами в воде, образуя озониды и перекиси, продукты распада которых также не безопасны. Другой способ обеззараживать воду с помощью ультрафиолетового излучения хоть и менее безопасный, но также не дешёвый.
Поэтому качество московской воды остается самой насущной проблемой для москвичей. Другая проблема – качество самой природной воды, поступающей на водоочистительные станции и подлежащей водообработке. Москва в основном получает воду из двух источников - из Москвы-реки и из Волги. Ежегодно в эти реки попадает огромное количество отходов и сточных вод промышленно-бытовых и сельскохозяйственных предприятий – неорганических солей, тяжелых металлов, фосфора, азота, органики. Вода из Волги совсем иная, чем вода из Москва-реки. На Волге находится несколько больших водохранилищ, в которых вода отстаивается. Что же касается воды из загрязненной Москвы-реки, то она нуждается в более тщательной водообработке. Самое тяжелое время для московских водохранилищ наступает весной, когда во время весенних паводков показатели по цветности и мутности воды, увеличиваются в десятки раз. Например, при ГОСТе цветности в 20 градусов во время паводка она достигает 100 градусов на литр. Уровень мутности по ГОСТу должен равняться 1,5 мг на литр воды, а во время весенних паводков в воде он нередко доходит до 160 мг на литр. Такая же ситуация состоит с цветом воды, запахом и жесткостью.
Я не буду называть конкретные цифры, но московскую воду нельзя назвать полностью удовлетворяющей всем нормам СанПина. В каждом из московских округов вода имеет свои особенности – по цветности, запаху, мутности, жесткости, наличию минеральных солей, фторидов и хлора. По средним показателем качества московская вода с большой натяжкой удовлетворяет этим требованиям, а в отдельности – пока нет. Но то, что Москва лидирует по качеству питьевой воды – это действительно так. В некоторых городах и регионах России проблемы с качеством питьевой воды намного хуже, чем в Москве.
Сейчас Мосводоканал разрабатывает и вводит новые современные технологии водообработки - озоносорбцию, мембранную фильтрацию, применяются новые реагенты и оборудование водоподготовки. Для их внедрения в 2006 г. была построена Юго-Западная станция водоподготовки, на которой впервые в России используется новейшая технология озоносорбции и утрафильтрации через специальные мембраны 0,1-1,5 микрона. Эти мембраны способны задерживать мельчайшие вирусы и бактерии, а также молекулы органических веществ. Так что есть все основания считать, что качество московской воды в будущем улучшится за счёт применения современных перспективных методов водоподготовки. А пока я рекомендую москвичам фильтровать воду из крана с помощью различных фильтров, а также использовать природные наноминералы нового поколения, например, шунгит, способный адсорбировать на своей поверхности многие вредные вещества.
к.х.н. О.В. Мосин