Данные - это вовсе не новая нефть
Компании, которые собирают самые большие базы данных, обладают устойчивым преимуществом, которое оставит конкурентов далеко позади — обычно именно так говорят светила науки. В конце концов, рыночная капитализация богатых данными компаний, таких как Amazon.com Inc., Facebook Inc. и другие, вроде бы доказывают факт: данные - это новая нефть.
Данные, возможно, были эквивалентны нефти, когда интернет был девственной пустыней. Но эволюция цифрового бизнеса давно идет по другим законам.
Если данные имеют какое-то сходство с нефтяными продуктами, то это скорее смазка, чем топливо. Искусственный интеллект действительно полагается на реальные фотографии, и время от времени ему нужен поток свежих данных. Но это не значит, что шестеренки будут вращаться все быстрее и быстрее. Для этого необходимо произвести капитальный ремонт двигателя. То, что держит технологических гигантов впереди, - это не их изобилие цифровых бит, а непрерывные циклы разработки и улучшения продукта.
В отличие от нефти, бит не используется; данные сохраняются и потенциально становятся более полезными с течением времени. И их нельзя осушить досуха. На самом деле, это бесконечно возобновляемый ресурс.
Самое главное, биты - не редкость. Сегодня они являются товаром.
В начале 2000-х годов любой, кто стремился собрать огромный набор данных, сначала должен был приобрести гору вычислительного оборудования и оборудования для хранения данных. Сегодня стартапы могут выбирать между десятками облачных сервисов за копейки в час, где они могут отбирать и обрабатывать данные из интернета в больших масштабах. Исследователи заняты сбором бесплатных наборов данных, таких как 14 миллионов цифровых фотографий ImageNet или библиотека консорциума лингвистических данных из 63000 разговорных английских предложений.
Конечно, у интернет-гигантов есть преимущества, такие как астрономическое количество клиентов и растянутые облачные сети, построенные по их собственным спецификациям. Но даже несмотря на то, что они продвинулись вперед в бизнесе с интенсивным использованием данных, они не смогли сохранить лидерство.
Возьмем Apple Inc.Сири. Первый помощник AI потребительского класса был чудом техники в 2011 году, когда он представил потребителям голосовые вычисления. Siri имела уникальный доступ к растущему архиву устных запросов пользователей, а также их реакций на ответы. Тем не менее, Alexa Amazon быстро затмила Siri по прибытии всего лишь три года спустя.
Alexa не обогнала Siri, потому что у Amazon было больше образцов речи, а потому, что Amazon разработала способ общения с компьютером без рук. Появилась возможность поставить помощника в динамик и свободно с ним разговаривать. Затем Amazon отошла от Siri, открыв технологию другим компаниям, способствуя широкой экосистеме продуктов, оснащенных Alexa, от лампочек до автомобилей.
Так будут ли данные, поступающие в Amazon со всех этих устройств, давать долгосрочное преимущество? Не ставьте на это. Собственный всегда слушающий помощник Google, запущенный через два года после Alexa, не только понимает словесные команды, но и отвечает на вопросы, основанные на так называемом графике знаний, который поисковый гигант разработал для ответа на запросы с фактами в дополнение к веб-ссылкам. Доля Amazon на рынке смарт-динамиков недавно упала более чем на треть по сравнению с прошлым годом, в то время как доля Google почти удвоилась, по данным Strategy Analytics.
Amazon по-прежнему впереди в умных динамиках, но как надолго?
Та же история разыгрывается снова и снова.
Полетные данные, собранные производителем дронов DJI, не обезопасили его от Skydio, который разработал лучшие алгоритмы для преодоления препятствий. Данные Uber о водителях, пассажирах и маршрутах не смогли остановить Lyft. Facebook, даже со снимками, охватывающими почти треть человечества, пришлось купить Instagram, чтобы нейтрализовать угрозу. Это не ново: Yahoo, который в 1998 году имел больше данных веб-поиска, чем кто-либо, был раздавлен тогдашним выскочкой Google.
Преимущество данных краткосрочно и становится все короче. Это верно даже в специализированных областях, где данные не скользят по сети.
Сидение на базе данных не превращает компанию в высокотехнологичную Саудовскую Аравию. В сетевом мире долгосрочное преимущество приходит от поддержания рационализаторства, которое держит вас на пике тенденций и впереди потребностей клиента.