Пространственно-временной континуум
ЧТО ТАКОЕ ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ПРОСТРАНСТВЕННО - ВРЕМЕННОЙ КОНТИНУУМ
Предположение о том, что за категорией «пространство» должна стоять, некая универсальная материальная субстанция, само по себе не ново. Впервые об этом обстоятельно задумались, когда были обнаружены волновые свойства света. Реализация волновых процессов предполагает наличие некоторой физической системы или среды, способной приходить в состояние волнового возмущения и нести на себе энергию. В соответствии с этими представлениями, волновые признаки света наиболее естественным образом объясняются существованием особого рода светоносного эфира, являющегося выражением определенных свойств материального пространства и обеспечивающего процесс распространения световых волн. Долгое время идея светоносного эфира занимала прочное место в теоретических рассуждениях, и казалось, что остается только закрепить приоритет этой гипотезы с помощью дополнительных экспериментальных наблюдений. Выдвигались различные, чаще всего довольно неуклюжие, модели «газообразного» или «желеобразного» состояния эфира, что соответствовало продольному или поперечному характеру происхождения световых волн.
Мы хорошо понимаем, что идея светоносного эфира сообщает физическому пространству качества объективной реальности, которые должны поддаваться наблюдению и регистрироваться наряду с материальными объектами вещества. В таком случае, движение должно рассматриваться не только, как видимое перемещение материальных объектов друг относительно друга, но и как поддающееся контролю перемещение материальных объектов относительно наблюдаемого пространства, выступающего в роли светоносной среды. В этой ситуации вполне закономерными представляются попытки рассматривать материальное пространство, как абсолютную неподвижную систему отсчета, относительно которой справедливо проводить всевозможные измерения и наблюдения. В конце прошлого века ни у кого не вызывало сомнения, в том числе и у физиков-экспериментаторов Майкельсона и Морли, что земные приборы должны регистрировать скорость поступательного движения нашей планеты (по своей орбите вокруг Солнца) относительно светоносного пространства.
Будучи приверженцами идеи светоносного эфира, эти ученые наделяли абсолютное пространство некоторыми гипотетическими свойствами, позволяющими пространству приходить в состояние волнового возмущения и функционировать, как механическая светопередающая среда. Из чего неизбежно следовало, что скорость прохождения светового сигнала у поверхности Земли должна быть неодинаковой в различных направлениях и зависить от ориентации полета планеты в абсолютном светоносном пространстве. Иными словами, должно выполняться простое правило сложения скоростей, учитывающее скорость распространения света в гипотетическом эфире и скорость полета нашей планеты относительно свето-несущего пространства. Ожидалось, что в результате сравнения сумм этих скоростей но различным направлениям, удастся вывести абсолютную скорость полета Земли относительно неподвижного светоносного пространства Вселенной.
Когда Майкельсон и Морли решили провести свои знаменитые эксперименты по обнаружению эффекта эфирного ветра, они, надо полагать, в немалой степени были воодушевлены успехами опытов Фуко. Эти опыты позволяли лабораторным путем наблюдать вращение Земли на своей оси. Если удавалось с помощью земных приборов регистрировать результаты такого вращения, казалась вполне закономерным наблюдать движение нашей планеты относительно абсолютного светоносного пространства, фигурирующего в качестве универсальной системы отсчета. Имея в виду, что Земля летит вокруг Солнца по своей орбите со скоростью около тридцати километров в секунду.
Ученые блестяще подготовили и выполнили серию остроумных экспериментов, которые, как представлялось, обязаны были зарегистрировать наличие эфирного ветра. Велико же было разочарование естествоиспытателей, когда их приборы отказались выдавать ожидаемые результаты. Скорость прохождения световых сигналов по всем направлениям оставалась неизменной. Как будто, Земля сохраняет состояние покоя относительно светового эфира и нет никаких признаков эффекта сложения скоростей. Отрицательные результаты экспериментов по регистрации эфирного ветра привели научную мысль в глубокое замешательство. Слишком настоятельно требовалось введение в научный обиход активной пространственной материальной среды, способной выполнять вол-нообразующую функцию (в свете все более ярко проявляющейся волновой природы физики микромира). И, конечно, очень уж хотелось иметь надежную универсальную систему отсчета, связанную с мировым пространственным и временным каркасом. Всеобъемлюющую систему отсчета, на фоне которой удобно было бы разворачивать глобальную картину окружающего мира из любой точки Вселенной. Однако непреодолимая логика результатов экспериментальных данных всячески препятствовала выполнению этих, как казалось, вполне обоснованных ожиданий.
Обстановка, тем не менее, требовала принятия каких-то эффективно приемлемых объяснений. Ведь отрицательные результаты экспериментов — это тоже своеобразный итог и, как всякий итог, он нуждается в соответствующих комментариях. Надо сказать, что мы подчас заблуждаемся, превознося в науке роль эксперимента. По настоящему судьбоносные решения принимаются не экспериментами, как таковыми, а пояснительными сопровождениями к ним. И здесь, как повсюду в человеческой деятельности, присутствуют заинтересованные стороны. Одно и то же событие, или явление, они могут интерпретировать удобным для своего мировоззрения образом, отвечающим субъективным творческим устремлениям. Последнее сполна проявилось в дебатах по итогам экспериментов Майкельсона-Морли.
В этой связи зададимся вопросом, на каком основании Альберт Эйнштейн, по итогам экспериментов не подтвердивших наличие эфирного ветра, сделал категорическое заявление — будто никакого светоносного эфира в природе не существует и быть не должно. Ведь подобный вывод на самом деле не такой уж и бесспорный, как может показаться на первый взгляд. Майкельсон и Морли поставили перед собой конкретную задачу, заключающуюся в попытках регистрации эффекта эфирного ветра. Эксперименты, как оказалось, дали отрицательные результаты. То есть они четко зафиксировали, что никакого эфирного ветра у поверхности нашей планеты не наблюдается. Вот, собственно говоря, в чем заключаются и чем ограничиваются действительно бесспорные выводы по итогам комментируемых экспериментов. Эйнштейн же произвольно развивает это положение и совершает отнюдь не безупречный с логической точки зрения шаг. Он заявляет, что если нет эфирного ветра, то нет и не может быть никакого светоносного эфира. Формально в этом случае сработала порочная практика, когда берет верх известный принцип: «если факты против нас, то тем хуже для фактов».
В самом деле, задумаемся, а почему Эйнштейн так неразрывно увязывает между собой существование светоносного эфира и эффект эфирного ветра? Ведь эти, вполне самостоятельные физические аргументы, могут иметь и независимое самовыражение. Сама по себе, идея существования светового эфира, вовсе не обязана однозначным образом приводить к эффекту эфирного ветра. Нам известно, что для возникновения эффекта эфирного ветра необходимо строгое выполнение двух принципиальных условий. Во-первых, наличие светоносного эфира и, во-вторых, наличие пары относительных скоростей (постоянной скорости распространения светового сигнала в пустоте и собственной скорости полета Земли относительно светонесущего пространства). Невыполнение любого из двух обязательных условий приводит к отрицательным результатам экспериментов по обнаружению эфирного ветра. Эйнштейн строил свои рассуждения наиболее простым путем, как бы лежащим на поверхности. Он предположил, что эфирного ветра нет за отсутствием светоносного эфира и объявил это положение принципиальным условием функционирования своей теории относительности. Однако, сохраняет свою актуальность так и не получивший должного развития другой способ толкования результатов экспериментов Майкельсона-Морли. Альтернативный вариант формулируется следующим образом: эфирного ветра нет потому, что отсутствует фактор наличия одной из пары относительных скоростей, являющихся обязательным условием для возникновения эффекта эфирного ветра. То есть, отсутствует принципиально необходимая скорость перемещения Земли относительно светонесущего пространства.
Если наша планета в действительности обращается вокруг Солнца, из этого никоим образом не следует однозначно, что она перемещается относительно светоносного пространства. Для того чтобы утверждение: «Земля движится относительно светового эфира со скоростью тридцать километров в секунду», имело реальный физический смысл, мы должны уметь показать, что метрическая структура мирового светоносного эфира жестко связана именно с солнечной массой. Без выполнения этого ключевого требования, любые эксперементы по обнаружению эффекта эфирного ветра, не могут, и не должны приводить к положительным результатам. Однако у нас нет убедительных причин абсолютизировать солнечную массу и рассматривать ее, как привелигерованный материальный объект во Вселенной, с которым только и связана метрика светового эфира. Стало быть, нет никаких причин увязывать скорость обращения нашей планеты по своей орбите вокруг Солнца, со скоростью полета Земли относительно мирового светонесущего пространства.
Надо отметить, что попытки устранения одной из двух скоростей, обеспечивающих возможность регистрации эффекта эфирного ветра, предпринимались в науке неоднократно.
Как правило, это было связано с идеей гравитационной привязки светоносного эфира к массе нашей планеты. Предполагалось, что Земля во время полета в абсолютном пространстве, увлекает вместе с собой пространственную светоносную оболочку, подобно тому, как она увлекает в своем движении оболочку атмосферы. Очевидно, что подобная версия устраняет фактор перемещения Земли относительно светоносного эфира и позволяет развивать контр-эйнштейновскую интерпретацию результатов экспериментов Майкельсона-Морли. Принципиальная слабость этой идеи заключается в разнообразных «технических» трудностях, возникающих в связи с реализацией модели подходящего светоносного эфира, способного перемещаться относительно абсолютного пространства вместе с массой планеты.
Между тем сама теоретическая установка, на перемещение акцентов с абсолютного светоносного эфира в пользу персонально ориентированного светонесущего пространства, органически связанного с массой исследуемого объекта, находится в хорошем согласии с эйнштейновскими световыми постулатами. На самом деле, ничто не запрещает предположить, что каждый материальный объект обладающий массой покоя, будь-то наша планета, присутствует и взаимодействует с абсолютным материальным пространством Вселенной, таким образом, что у Земли образуется свое персанально ориентированное светоносное пространство. Именно наличие персонального, метрически связанного с центром массы нашей планеты четырехмерного пространство-времени, обеспечивает выполнение световых постулатов и препятствует возникновению эффекта эфирного ветра.
Если это положение сделать всеобщим и объявить, что не только Земля, но и каждый материальный объект обладающий массой покоя располагает во Вселенной своим персональным светоносным пространством-временем, то закон о постоянстве скорости света в пустоте станет обязательным для наблюдателя связанного с любым телом отсчета. Тогда один и тот же луч света будет иметь одинаковую скорость для наблюдателей движущихся со своими приборами друг относительно друга. Идея существования персонального светоносного эфира хорошо согласовывается с энштейновскими световыми постулатами, хотя и вопреки категорическим заявлениям автора теории относительности, провозгласившего недопустимость присутствия светоносного эфира.
Конечно, наполнить идею, отстаивающую наличие персонального светоносного пространства-времени, конкретным физическим содержанием и развить ее до фундаментальных, в том числе и математических следствий, куда как сложнее, нежели избранный Эйнштейном путь отрицания светоносного эфира. Тем не менее мы настоятельно подчеркиваем, что многократно подтвержденные результаты экспериментов по обнаружению эфирного ветра, в принципе позволяет разрабатывать контр-эйнштейновскую теорию движения, не вступающую в противоречие с присутствием светоносного эфира. Ниже мы покажем, что подобная, скажем так, эфироприемлемая концепция кинематики движения способствует выведению теории относительности на более содержательный уровень, позволяющий задействовать в ее орбите квантовые закономерности.
Как мы уже говорили, на момент построения специальной теории относительности, призванной описывать инерциальное состояние физических систем, вокруг атрибутации категории «пространство» сложилась крайне противоречивая ситуация, в связи с результатами экспериментов Майкелсона-Морли. С одной стороны, эксперименты четко продемонстрировали, что никакого эфирного ветра нет. С другой стороны, эти же эксперименты явно указывали на принадлежность околоземного пространства к наблюдаемой материальной субстанции, ибо исследуемое пространство распологало набором конкретных физических свойств. Последние были лаконично сформулированы Эйнштейном в его световых постулатах. Должно быть понятно, что вне материальной атрибутации световые постулаты выглядят, как интеллектуальные призраки, поэтому мы просто обязаны отнести околоземное пространство, снабженное световыми постулатами, к наблюдаемой материальной субстанции. В результате, выстроилась очень ответственная дилемма — то ли следовало отказаться от идеи светоносного эфира, то ли для околоземного пространства требовалось находить такое теоретическое понятийное сопровождение, которое объединяло в себе, казалось бы, взаимоисключающие свойства. Потому что воображаемое нами околоземное пространство должно работать в режиме световых постулатов и, следовательно, поддаваться материальной атрибутации. В то же самое время, воображаемое нами пространство должно исключать явление эфирного ветра.
В этой крайне противоречивой обстановке, Эйнштейн, как известно, не пошел по пути нахождения для околоземного пространства адекватного физического образа, удовлетворяющего результатам экспериментов Майкельсона-Морли. Он решил упростить ситуацию с помощью отказа от самой идеи светоносного пространства. Однако, отказавшись от идеи светового эфира и не предложив взамен никакой сколь угодно приемлимой альтернативы, для атрибутации снабженного световыми постулатами околоземного пространства, автор теории относительности поставил себя в исключительно сложное положение.
Ему ничего не оставалось, как перевести решение этого преимущественно физического вопроса в математическую плоскость. Ученый набросил на околоземное пространство четырехмерную координатную сетку и стал использовать ее, как мировой пространственно-временной каркас, на фоне которого развернул картину окружающего мира. А чтобы математическая координатная система обрела статус, как бы объективной реальности и действительно соответствовала результатам экспериментов по обнаружению эфирного ветра, Эйнштейн вынужден был совершить беспрецедентный шаг. Он наделил математическую структуру физическими свойствами, которые были компактно сформулированы в световых постулатах.
Разумеется, надо отдавать должное решительности ученого, рискнувшего возвести математическую структуру в ранг физического аргумента, но при этом необходимо отдавать себе отчет, что подобное положение не является нормой. Подмена физических реалий математическими конструкциями, вне всякого сомнения, процедура вынужденная, она требует настойчивого поиска подлинной физической сути, стоящей за этими абстрактными построениями, особенно в решении фундаментальных проблем. Здесь всегда существует скрытая опасность увода наших знаний в область искусственных ин-телектуальных сентенций. Мы, естественно, должны надеяться, что выведенные нами математические закономерности отражают реальное положение дел в окружающем мире, и могут выступать в качестве следствий наблюдаемых физических явлений. Но ни при каких обстоятельствах математические конструкции не должны выступать в роли самих причин, обуславливающих объективные физические свойства. Потому что два яблока плюс два яблока — будет, конечно, четыре яблока. Но для того чтобы совместить четыре яблока, необходимо проделать определенную работу, связанную, например, с преодолением инерции. Сами яблоки, по команде «два плюс два», прыгают только в цирке.
Спору нет, любая физическая идея, претендующая на соответствие объективной реальности, должна доводится до математических следствий. Математические уравнения, при всей своей абстрактности, обладают внутренней строгостью. Во взаимодействии с понятийными формулировками они, как бы контролируют чистоту наших теоретических построений от возможно логического произвола. Между тем, это положение не должно принимать формы противоположной зависимости, когда математические построения возводятся в ранг физических аргументов. Методология нарочитого «вытягивания» математических структур на уровень физических реалий, вне всякого сомнения, процедура вынужденная. Она является прямым следствием дефицита понятийного арсенала, задействованного в современном научном обращении.
Борис Дмитриев
Выражение "пространственно-временной континуум" - пример философской нелепицы.
gravitus.ucoz.ru/news/prostranstvenno_vremennoj_kontinuum/2016-05-23-84