admin

Статья об антигололёдных средствах

СТАТЬЯ

к.х.н. О.В. Мосин

О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ АНТИГОЛОЛЁДНЫХ СРЕДСТВ

Как только наступает зима и речь заходит об антигололедных реагентах, пешеходы начинают жаловаться на испорченную верхнюю одежду и обувь, а водители вспоминают грязную жижу, летящую из-под колес, и изъеденные коррозией кузова. По словам специалистов столичных дорожно-коммунальных служб, занимающихся очисткой дорог, антигололёдные реагенты уже давно стали практически экологически чистыми, а грязь на дорогах появляется из-за самих автомобилистов, которые привозят ее на колесах своих машин из Подмосковья. Однако эксперты утверждают, что антигололёдные реагенты не так уж и безобидны для экологии и здоровья человека, а применение их может принести существенный вред экологии.

Антигололедные реагенты бывают жидким, твердыми и гранулированными и имеют различный состав и химические свойства, но все они имеют одно общее свойство – понижать точку плавления снега. В снежную, слякотную погоду реагенты чаще всего используются твердые, а в сухую погоду, при гололеде – жидкие химические вещества. При попадании твердого антигололедного реагента на ледяную поверхность снега или льда, его кристаллы начинают активно впитывать (поглощать) влагу из окружающей среды. При переходе из твердой фазы в жидкую реагент начинает выделять тепло, которое и используется для растопления снега. Образовавшаяся из растопленного снега, льда и реагента масса называется рассолом, имеющий температуру замерзания ниже температуры замерзания воды. Именно раствор антигололедного реагента пока его концентрация такова, растапливает лед и предотвращает возникновение гололедных образований. При этом лучшим является тот антигололедный реагент, который при наиболее низкой температуре расплавит большее количество снега и льда и окажет наименьшее действие на окружающую среду и материалы.

Если сравнивать между собой твердые и жидкие антигололёдные реагенты, то основное правило для твердых реагентов таково: их следует применять после уборки территории от снега. Жидкие реагенты, напротив, используют до выпадения осадков и желательно при температуре от –5 °С и ниже. Их распределяют с помощью механизмов и рекомендуют обрабатывать ими большие территории. Жидкие составы предпочтительнее брать для предупредительной обработки, так как при покрытии дороги с уже образовавшейся ледяной коркой подобными реагентами на некоторое время резко возрастает вероятность аварийной ситуации. И только после того, как лед расплавится, условия для движения автотранспорта становятся нормальными.

Эффективность противогололедных материалов зависит от многих факторов, основными из которых являются: температура замерзания и концентрация растворов, плавящая способность, расход реагентов, вязкость растворов, коррозионная активность. Главное — знать: идеальных реагентов нет. У каждого существуют как свои плюсы, так и минусы.

На сегодняшний день существуют следующие антигололёдные средства. Жидкие: хлористый кальций модифицированный (ХКМ), содержащий ингибитор коррозии, ацетат аммония модифицированный «Антиснег»-1 и ацетат калия модифицированный «Нордикс-П» (представляют собой соли или эфиры уксусной кислоты). Твердые: хлористый кальций, ингибированный фосфатами (ХКФ), Айсмелт (ХКНМ), хлористый магний модифицированный «Биомаг» и нитрат кальция, магния, мочевины (НКММ), соль техническая - NaCl.

Все противогололедные реагенты должны быть сертифицированы, иметь паспорт безопасности и быть безвредными для экологии и здоровья и удовлетворять следующим основным требованиям:

  • Cнижать точку замерзания воды при отрицательных температурах;

  • Быстро взаимодействовать и плавить снежно-ледяные отложения;

  • Не повышать скользкость дорожного покрытия до опасных значений;

  • Не вызывать вредного воздействия на дорожные покрытия;

  • Не угнетать зеленые насаждения;

  • Не оказывать отрицательного влияния на металл, резину и кожу;

  • Быть безвредными для здоровья человека и экологии

Кроме того, антигололёдные реагенты должны обладать следующими свойствами:

  • Не содержать компонентов, обладающих разрушительным действием на движимые и недвижимые объекты окружающей среды;

  • Изготавливаться на основе безопасных экологических технологий;

  • Не должны подавлять растворимость конструкционных строительных материалов под действием техногенных факторов риска;

  • Иметь низкую коррозионную активность по отношению к метало и -бетоноконструкциям;

Но самый главный показатель безопасности того или иного вещества определяется его концентрацией, где бы это вещество ни находилось: в воде, в воздухе или на почве. Если говорить о антигололедных реагентах, то необходимо четко определить токсичность каждого из них, установить, где какие можно использовать. Например, ацетаты допустимо применять только на хорошо проветриваемых территориях и на возвышенностях, другие реагенты — только на аэродромах, третьи — на улицах города. Основное правило состоит в том, чтобы использовать реагенты при полном соблюдении гигиенических норм и необходимых технических условий. Например, для технической соли необходимо соблюдать дозировку – 10 г/м2. В лаборатории содержания автомобильных дорог РосдорНИИ исследовано более 15 веществ, входящих в состав реагентов, и  оказалось, что практически все они в той или иной степени могут оказывать негативное воздействие не только на окружающую среду, но и на организм человека. Одна из основных проблем состоит в том, что реагенты часто используются без соблюдения гигиенических норм и необходимых технических условий.

Антигололедные реагенты имеют как свои плюсы, так и минусы. По своей сути – уже само название «антигололедный реагент» свидетельствует о том, что вещество вступает в некую химическую реакцию с окружающей средой т.е. ледяным покровом. Подобный химический процесс также зависит от ряда факторов, как внешних – природно-температурных, метеорологических, так и внутренних - химических. Ведь антигололёдные реагенты вступают в химические реакции не только с обледеневшим дорожным покрытием, но и с побочными продуктами, такими, как моторные масла, пары бензина, солярки, выхлопных газов, а также технической солью, в большом количестве присутствующих на дорожном покрытии, компонентами почвы. Как показали результаты многочисленных исследований на сегодняшний день не существует практически экологически чистых антигололёдных реагентов.

Борьбу с гололедом в Москве начали вести в середине прошлого века. Раньше для этого в основном применялись следующие реагенты: песко-соляная смесь, состоящая из 92% песка и 8% технической соли (NaCl), мраморная и гранитная крошка. Такая смесь до сих пор применяется в Петербурге и других городах России, хотя Москва от нее уже давно отказалась.

Песко-солевая смесь – смесь песка и соли в определенных пропорциях, чем ниже температура и чем больше слой льда, тем выше процент содержания соли в песчано-солевой смеси. Используют для посыпки дорог от льда в зимний период. Песчано-соляную смесь обычно готовят смешивая от 30/70 до 50/50%.

Гранитная крошка - мелкий гранитный щебень с размером зерен (фракцией) 2-5мм - форма отпуска - россыпью и в мешках по 50кг. Используется в качестве противогололедного реагента для обработки дорог и пешеходных тротуаров.

Мраморная крошка - мелкий мраморный щебень с размером зерен (фракцией) 2.5-5 мм - форма отпуска - россыпью и в мешках по 50кг. Используется в качестве антигололедного реагента в зимний период для посыпки дорог и пешеходных зон.

Позднее в 1995 году было принято решение в качестве противогололедного реагента использовать дорожную техническую соль (NaCl), которая представляла собой обычную поваренную соль (NaCl) для промышленного потребления, но более грубого помола и с какими-нибудь примесями. В природе соль встречается в виде минерала – каменной соли. Добыча соли и её продажа происходит из регионов, богатых этим минералом. Рынок соли достаточно обширен, основная его доля приходится на Белоруссию, Украину, и Среднюю Азию.

Техническая соль до сих пор используется на очистных сооружениях и в котельных и имеет широкий спектр промышленного применения. Например, в нефтяной промышленности раствор соли используется для разморозки грунта: солевой раствор заливается в пробуренные скважины, который под давлением проникает в почву и способствует процессу таяния.

Таблица. Химический состав соли хлорид натрия (поваренная соль) для производственных целей (техническая)

 

Наименование показателя

Показание по норме

Показание фактическое

Массовая доля хлористого натрия

90,00%

97,11%

Массовая доля кальций - иона

0,80%

0,28%

Массовая доля магний - иона

0,80%

0,04%

Массовая доля сульфат - иона

2,20%

0,75%

Массовая доля нерастворимого остатка в воде

5,0%

0,55%

Массовая доля влаги

4,5%

2,5%

Массовая доля ферроцианида калия (противослеж. добавка)

не более 0,01%

-

Техническая соль обладала рядом достоинств: была доступна по цене, действенна при низких температурах, легко транспортировалась. Однако подобная техническая соль хотя и неплохо справлялась со своими обязанностями, имела и множество существенных недостатков – прежде всего экологического характера. Поэтому Москва давно отказалась от неё. За многие десятилетия применения соли в Москве (за зиму до 50 тысяч тонн) погибло большое количество зеленых насаждений - по 250 тысяч деревьев ежегодно. Специалисты даже подсчитали: к концу ХХ века на улицы и дороги мегаполисов России высыпали 450 тыс. т песка и соли. Соль стала настоящей бедой для городских коммуникаций, которые она разъедала нещадно. Например, в 1997 году прекращалось движение троллейбусов на многих маршрутах московских троллейбусов. Причиной этому стал выход из строя изоляторов на контактных сетях электропроводки. Наконец, соль стала причиной появления атипичного дерматита у собак и кошек.

Сегодня концентрация технической соли снижена в 2,5 раза – с 250 тысячи тонн до 150. Производителям технического сырья добиться права посыпать дорожное покрытие химическими регентами не так просто. В Москве в период 2008-2009 года на конкурсной основе эту привилегию получили только 4 компании: "Зирекс", "Сода", "Новомосковский хлор", "Скоропусковский синтез". В парковых зонах, на тротуарах, на охраняемых территориях противогололедные реагенты и техническая соль не используется.

В дальнейшем была поставлена задача разработки и тестирования новых химических антигололёдных реагентов, целью которых была эффективная борьба со льдом и обледенением на проезжей части, увы, часто пренебрегая экологической опасностью новых реагентов.

Начиная с зимнего периода 2001/2002 годов власти крупных городов (Москва, Санкт-Петербург и др.), а так же частные организации, стали отказываться от традиционной соли в пользу более эффективных экологически безопасных и более технологичных антигололедных реагентов (ПГР) нового поколения. В качестве основных реагентов стали применяться твердые "Биомаг" и ХКФ (хлористый кальций, ингибированный фосфатами), жидкие ХКМ (хлористый кальций модифицированный) и "Нордекс". Эти препараты были признаны экологически безопасными и достаточно эффективными антиобледенителями. Но в то же время данные реагенты обнаружили свойство создавать "масляную" пленку на дороге, в результате чего тормозной путь автомобиля увеличивался в несколько раз.

В связи с ограничением использования технической соли в черте города, столичные коммунальные хозяйства начали использовать более дорогие антигололёдные реагенты ХККМ (хлористый кальций модифицированный), ХКНМ (хлористый кальций натрий модифицированный) либо гранитную крошку, а также их аналоги.

Наиболее популярными и эффективными среди них стали твердые химические комбинированные реагенты на основе модифицированного хлористого кальция и магния. Согласно инструкции их можно использовать практически при любых погодных условиях и температурных режимах, а также во время снегопадов. Их распределяют с помощью имеющейся у дорожных служб спецтехники, что позволяет обрабатывать большие территории.

В течение 2001–2004 годов Центром госсанэпиднадзора в городе Москве были выданы санэпидзаключения о безопасности продукции и ее соответствии требованиям санитарных норм и правил на следующие виды противогололедных материалов российских производителей: ХКМ (хлористый кальций модифицированный) — ОАО «Синтез»; ХММ (хлористый магний модифицированный) «БиоМаг» — ЗАО «Бишофит-Авангард» (Волгоград); «Нордикс» — ЗАО «Дизель-Нефтепродукт» (Москва); «Ацедор» (ГУП «Поклонная гора»); ХКК (хлористый кальций кальцинированный гранулированный) — ОАО «Каустик» (Волгоград); «Чистодор» — ОАО «Гарант-Лей»; хлористый кальций натрий модифицированный — ОАО «Каустик» (Волгоград); средство для борьбы с гололедом «СБГ» — ЗАО «Экомаг» (Пермь).

Начиная с зимы 2005-2006 годов московские власти отказались от применения хлористого магния ("Биомаг") из за тенденций к накоплению аниона магния в почвах и природных водах.

Согласно постановлению правительства Москвы от 10 апреля 2007 года "О порядке допуска к применению противогололедных реагентов для зимней уборки объектов дорожного хозяйства в городе Москве" на объектах дорожного хозяйства города Москвы допускается применение только тех реагентов, которые прошли предварительную оценку воздействия на жизнь и здоровье граждан, состояние компонентов окружающей среды, включая растения, почву, водные объекты, на состояние объектов дорожного хозяйства и связанных с ними гидротехнических и других коммуникаций.

Сейчас на территории столицы, для борьбы со льдом, коммунально-дорожные службы используют далеко не безвредные реагенты:

Хлористый кальций модифицированный ХКМ, жидкий, содержащий ингибитор коррозии - твердый противогололедный реагент в гранулах, упакованный в мешки по 25кг. Используется для посыпки дорог от льда и снега в зимнее время года.

Хлористый кальций, твёрдый, ингибированный фосфатами (ХКФ).

«Биомаг», твёрдый модифицированный хлористым магнием.

«Антиснег»-1 - ацетат аммония модифицированный, жидкий.

«Нордикс-П» - ацетат калия модифицированный, жидкий, представляющий собой соли или эфиры уксусной кислоты.

Айсмелт - ХКНМ - твердый противогололедный реагент хлористый кальций натрий модифицированный. В мешках по 25кг. Применяется для обработки дорог и улиц, пешеходных зон и тротуаров в любом диапазоне температур до -20 градусов Цельсия.

К наиболее распространённым химическим антигололедным реагентам относится широко распространённый жидкий 28%-ный раствор хлористого кальция модифицированного (ХКМ).

По сравнению с технической солью, ХКМ обладает несколькими существенными преимуществами: нормы расхода хлористого кальция в среднем на 30-40% ниже. При этом он весьма эффективен при низких температурах (до 35° С). ХКМ не позволяет образовываться гололеду и снежно-ледяным накатам. Кроме того, как показали лабораторные исследования, эти реагенты не только расплавляют лед, но и улучшают состояние почвы. Кальций замещает натрий, который накопился в почве за время использования технической соли, и таким образом даже удобряет ее.

Несмотря на явные преимущества, хлористый кальций модифицированный обладает рядом недостатков. Одним из главных минусов ХКМ является короткий срок действия реагента – 3 часа. Это приводит к тому, что дороги в течение суток необходимо обрабатывать несколько раз. Ученые Московского автодорожного института (МАДИ) также выяснили, что после обработки дорожной наледи жидким хлористым кальцием модифицированным, коэффициент сцепления шин с дорогой снижается на 30% даже по сравнению с мокрым асфальтом. Когда применяли техническую соль, влага испарялась, и дороги оставались сухими, ХКМ, напротив, притягивает влагу. Если же на дорожном полотне есть пленка из машинного масла, бензина, а поры асфальта забиты резиновой крошкой, то ХКМ еще больше теряет в эффективности.

Кроме того, по мнению экспертов, хлористый кальций вызывает аллергию у людей и разъедает металл автомобилей. По данным НИИ экологии человека и окружающей среды им. Сытина, количество аллергий у москвичей с приходом зимы значительно увеличивается. Как и соль, ХКМ агрессивен по отношению к обуви из натуральных материалов: даже очень хорошо выделанная кожа под воздействием реагентов становится жесткой, а значит, может легко треснуть. К тому же, хлор, известный своими отбеливающими свойствами, изменяет цвет обуви.

Хлористый кальций небезопасен и для животных. По мнению ветеринаров, зимой отмечается увеличение количества жалоб от собаководов, чьи питомцы стали чаще попадать в ветлечебницы с химическими ожогами лап.

В некоторых районах Москвы в настоящее время в качестве эксперимента применяют новые виды отечественных реагентов: жидкий "ЭСБГ" и твердый – "Биодор". Жидкий реагент "ЭСБГ" изготовлен на основе композиции солей кальция и магния с добавлением биофильных элементов, а "Биодор" – это реагент формиатной группы, который после применения разлагается на природные составляющие. Благодаря своему химическому составу эти материалы не оказывают вредного воздействия на зеленые насаждения.

Но в запасе коммунально-дорожных служб есть и реагенты нового поколения «Антиснег»-1, «Нордикс-П», НКММ, содержащие в своём составе ацетаты аммония, соли и эфиры уксусной кислоты и мочевину. Данные средства используются на проезжих частях дорог, а также – на тротуарах. В процессе их применения, в первую очередь, предотвращается гололед, а также устраняется ледовая корка.

Одно только перечисление этих химических реагентов действует удручающе. Некоторые антигололёдные средства, например, АЙСМЕЛТ оказывают раздражающее действие на кожу и слизистые оболочки. То же самое относится и к жидким реагентам «Антиснег»-1 и «Нордикс-П». А ХКМ обладает значительным коррозийным эффектом, увеличивающимся в десятки раз при попадании на двигатель или выхлопные трубы автомобиля. Поэтому при их использовании необходимо надевать респиратор и пользоваться резиновыми перчатками.

Все антигололёдные реагенты согласно инструкции должны рассыпаться в местах потенциального скопления ледяного покрова в соответствующих пропорциях и консистенциях, процентное соотношение растворов которых должно строго дозироваться в соответствии с руководством использования того или иного противоледного реагента.

Противогололедные реагенты, как и все химические реагенты, требуют большой осторожности при их использовании. Например, если применять их без учета климатических особенностей региона, а также в больших – не соответствующих норме – количествах, то результат может оказаться неожиданным.

Отличным примером вышесказанного может служить соль техническая и ее использование сверх положенной нормы. В случаях неграмотного применения подобного реагента, его большое количество на проезжих частях и тротуарах способно оказать негативное воздействие, как на резину автомобилей, так и на обувь пешеходов.

Именно поэтому, соль техническая, так же, как и прочие антигололедные реагенты, должны использоваться в строгом соответствии с существующими нормами.

Однако, на практике этого не происходит – эти реагенты разбрасываются повсюду в больших количествах, нанося непоправимый ущерб экологии. Основным результатом применения этих реагентов являются несмываемые белые пятна-разводы на одежде, обуви и резиновых шинах автомобилей.

В некоторых странах - в Финляндии, Нидерланды и др. подобные антигололедные реагенты давно уже заменяют более экологически чистыми продуктами, такими как гранитной или мраморной крошкой, препятствующими скольжения, однако и эти методы имеют свои недостатки, такие, как стоимость самого материала (гранитный отсев стоит значительно дороже химических противоледных реагентов), требуемых на единицу площади для таяния обледеневшего покрытия, так и недостатки механического воздействия на транспортные средства, испорченное покрытие которых несет ощутимый урон владельцам автотранспортных средств.

В то же время некоторые эксперты отмечают, что гранитная крошка, которую дорожники сыплют в течение нескольких лет, никуда не девается. Ее сносит ветром на дороги, и потом она откладывается на дорожном полотне, что приводит к дополнительному истиранию дороги. Сама гранитная крошка истирается в пыль, превращаясь в ту же грязь.

А во многих регионах России самым дешевым средством для борьбы с гололедом продолжает оставаться техническая соль, хотя Москва от неё полностью отказалась.

И всё из-за того, что рассыпание соли наносит серьёзный экологический вред местности, хоть и сводимый к минимуму при правильном употреблении. По последним данным мониторинга, который проводили специалисты кафедры Института почвоведения МГУ, общая экологическая ситуация в Москве постепенно стабилизируется. Одна из причин – использование снегоплавильных пунктов, куда вывозится более 80% снега, который содержит в себе реагенты. «Стоит отметить, что запрещены сброс снега в реки и организация так называемых сухих снегосвалок. Если все эти мероприятия будут продолжены в полной мере и будет надлежащий контроль, то последствия для зеленых насаждений, почв, да и самих людей будут минимальны. Однако, и водители и пешеходы говорят, что соль разрушает резиновую обувь и шины, что зачастую отражается на мнение властей региона относительно применения песка или антигололёдных реагентов взамен технической соли.

Вопрос об экологической безопасности новых противогололедных реагентов был задан специалистам Департамента природопользования и охраны окружающей среды правительства Москвы. «Будем реалистами, — ответили специалисты, — абсолютно безвредных реагентов вообще не бывает. Все зависит от норм распределения». То есть, если использовать эти реагенты строго дозировано в зависимости от конкретного метеопрогноза, все будет хорошо. К сожалению, стопроцентной точностью наши метеорологи никогда не отличались.

Кроме того, химики считают, что вследствие высокой гигроскопичности, реакции противогололёдных реагентов всегда будут одинаковы, независимо от погоды. То есть сначала хлористый кальций превратит лед в воду, а потом пойдет гидролиз соли с образованием малорастворимого в воде осадка.

Хлористый кальций и его аналоги уже проходили испытания в Италии, Франции, Швейцарии, Германии и США. «Рискнула» его использовать одна только Швейцария, в которой морозов не бывает. А в Норвегии и Швеции вообще не пользуются никакой химией. Просто убирают заносы снегоуборочной техникой. В Финляндии же пользуются рецептом времен царской России: соленой мраморной крошкой.

Жители столицы отмечают, что, несмотря на все меры, которые предпринимают московские власти, грязи на дорогах меньше не становится, а скорее появляется даже больше. Каждый год появляются всё новые более экологичные и безопасные реагенты, но проблемы как были, так и остались.

По имеющимся у Коллегии правовой защиты автовладельцев данным, множественные дорожно-транспортные происшествия зимой происходят также и по вине реагентов. По словам правозащитника, специалисты, отвечающие за приобретение реагентов, не проводят экспертиз на сцепление резины с обработанной антигололёдными средствами дорогой.

Автомобилисты не одиноки в своих жалобах на средства борьбы с гололедом. По данным Московского общества защиты прав потребителей, пешеходы часто оказываются их клиентами – кто с развалившейся обувью, кто с испорченной внизу шубой или пальто. Однако, несмотря на инициативу правительства Москвы, обещавшего возвращать деньги за испорченную обувь, никаких шагов в этом плане сделано не было. Доказать, даже при наличии экспертизы, что вещь испорчена реагентами, практически невозможно.

Бьют тревогу и медики, ведь жидкие антигололёдные реагенты могут вызвать атипические дерматиты, аллергодерматозы и аллергии. Так что поводов для беспокойства много.

Еще более опасны противогололёдные компоненты на основе ацетата аммония «Антиснег»-1 и «Нордикс-П», в который входит азот. В почве живут нитрифицирующие бактерии, безвредные в «спящем» состоянии. Но стоит этим бактериям соприкоснуться с азотом, как они начинают размножаться и модифицировать аммоний во вредные нитриты и нитраты.

Рис.  Пути окисления аммония и нитрита нитрифицирующими бактериями.

Все известные нитрифицирующие бактерии являются облигатными аэробами. Кислород необходим им как для окисления аммония в азотистую кислоту:

 

Весь процесс превращения аммония в нитраты происходит в несколько этапов с образованием промежуточных соединений, где азот имеет разную степень окисленности (рис).

Понятно, что такие реагенты на основе ацетата аммония нет смысла даже испытывать, поскольку они чрезвычайно опасны.

31 октября прошлого года на заседании комиссии Московской городской Думы по экологической политике был рассмотрен проект закона "О городских почвах".

Цель представленного законопроекта - регулирование общественных отношений в сфере природопользования, обеспечивающее устойчивое функционирование почвенного покрова. Существующее земельное законодательство рассматривает почвы только в совокупности с землями, а не в качестве самостоятельного компонента природной среды. Разработанный проект закона "О городских почвах" направлен на устранение этого пробела в законодательстве, устанавливая правовые основы регулирования отношений по сохранению, восстановлению и использованию почв как важнейшей составляющей городской природной среды и неотъемлемой части среды обитания человека, растений и животных.

Законопроект затрагивает актуальный вопрос для москвичей: применение антигололедных средств: п.3) ст.13 "не допускается применение солей и других реактивов в качестве противогололедных средств, если это может причинить существенный вред почвам".

По свидетельству специалистов, после того как Московские улицы начали поливать новыми реагентами, резко увеличилось количество жалоб от астматиков, людей, страдающих атипическим дерматитом, аллергодерматозами, аллергическими заболеваниями кожи. Практически все реагенты, в которые входят соли и эфиры, в первую очередь уксусной кислоты, способны вызывать неспецифические реакции кожи, слизистых и бронхов.

Когда вместо привычной соли с песком стали использовать новые реагенты, участились жалобы на затрудненное дыхание, удушье, бронхоспазмы, зуд и слезотечение у больных, страдающих аллергией.

И хотя ядовитых веществ в реагентах нет, однако, когда речь идет о химических веществах, конечно же, они не могут быть нейтральны для больного человека. Здоровый человек, может быть, никак и не отреагирует на эти соли, но вся беда в том, что у нас здоровых людей практически не осталось. Более четверти населения страдает той или иной формой аллергии. Это по России. А в крупных городах, тем более в Москве, процент значительно выше. К величайшему сожалению, здоровье россиян не сравнить со здоровьем, например, американцев или японцев. И уровень здравоохранения, и продолжительность жизни у них несопоставимы с нашими.

Для того чтобы дать объективную оценку всем этим проблемам, необходимы широкомасштабные исследования, которые позволили бы ответить на вопрос: насколько серьезно влияют антигололедные реагенты на состояние окружающей среды и здоровье человека? Москва очень перегружена различными выбросами: транспортными, промышленных предприятий, поэтому достаточно даже какого-то небольшого дополнительного фактора, чтобы здоровью людей был нанесен серьезный непоправимый ущерб.

Но, несмотря на все минусы и плюсы антигололёдных реагентов, альтернативного способа борьбы со снегом и гололедом пока не существует. Другого способа защитить москвичей от гололедицы и снежных заторов на дороге нет.

  • Хорошо хоть пескосоль в столице больше не исполь зуют, песок же жутко загрязняет воздух! Сейчас упор на растворимые реагенты, которые полностью удаляются с улиц, когда снег тает. Пример - Бионорд. Отечественное средство

    Гость Александр Викторович
  • насколько я знаю, в Москве реагенты отбираются тщательно. Несколько профильных институтов разрабатывали методику зимней уборки, проводилась экологическая экспертиза и все такое. Так что можно ходить по улицам спокойно)

    Гость Семён
  • Все проблемы с новыми реагентами в том, что их сыпят не жалея (привыкли к пескосоли-то) и оставляют. А надо точно соблюдать дозировку и убирать потом шугу.

    Гость Maffin
  • Да, к сожалению, без минусов реагентов не бывает... Поэтому и разрабатывают разные многокомпонентные составы, чтобы минусы уравновесить плюсами

    Гость Алиса К.
  • У меня удушье и бронхоспазмы как раз от песка который весной начинает летать в воздухе

    Гость Прохожий
  • Мне кажется, аллергия не связана с реагентами. Мало экологических проблем?

    Гость Серега
  • Сергей так что же надо лить на дороги

    Гость
  • Обильное применение реагентов развращает дворников и они вместо уборки снега его топят ими ,а когда то снег на тротуарах просто убирали лопатами или подметали вениками .

    Гость Тупой
  • Второй год около остановок стали ставить ящики с реагентами и вокруг остановок обильно сыпят реагенты и вся грязь ,вода и реагенты заносятся в общественный транспорт и пассажиры в замкнутом пространстве дышат испарениями . Вопрос ,для чего сыпят реагенты на остановках, даже на чистый асфальт ,ведь люди там просто стоят и ждут транспорт и падать не собираются.

    Гость Ветеран
  • Совершенно согласна - некоторые правила вызывают большие вопросы.

    admin
  • Подскажите какой реагент противогололедный или соль не будет разрушать плитку керамогранит ?

    Гость Алексей