Международные морские каналы. Архипелажные воды
Международные морские каналы - искусственно созданные морские пути. Существующие морские каналы построены на территориях определенных государств под их суверенитетом. Однако для некоторых морских каналов в силу их большого значения для международного мореплавания или по историческим основаниям были установлены международные правовые режимы. Такие режимы были установлены для Суэцкого, Панамского и Кильского каналов.
Воды государств-архипелагов (архипелажные воды).
В результате деколонизации появилось большое число стран, которые состоят из одного или даже более архипелагов (Индонезия, Филиппины, Фиджи, Багамские Острова и др.). В связи с этим возник вопрос о правовом статусе вод, находящихся внутри государства-архипелага или между его островными владениями. На III Конференции ООН по морскому праву государства-архипелаги внесли предложения о распространении на архипелажные воды суверенитета соответствующего государства-архипелага.
Так в Конвенции по морскому праву архипелажные воды состоят из вод, расположенных между островами, входящими в состав государства-архипелага, которые ограничиваются от других частей моря вокруг государства-архипелага прямыми исходными линиями, соединяющими наиболее выдающиеся в море точки самых отдаленных островов и обсыхающих рифов архипелага. Длина таких миль не должна превышать 100 морских миль.
Но не каждое архипелажное государство может иметь архипелажные воды. Их не имеют, например, Великобритания и Япония.
На архипелажные воды, а также на их дно и недра, равно как и на их ресурсы, распространяется суверенитет государства-архипелага (ст. 49).
Суда всех государств пользуются правом мирного прохода через архипелажные воды, как он установлен применительно к территориальному морю. Однако существует и архипелажный проход, который представляет собой осуществление права нормального судоходства и пролета единственно с целью непрерывного, быстрого и беспрепятственного транзита из одной части открытого моря или исключительной экономической зоны в другую часть открытого моря или исключительной экономической зоны. Так для осуществления архипелажного проходя государство-архипелаг устанавливает морские и воздушные коридоры шириной 50 морских миль.
К архипелажному проходу mutatis mutandis (с учетом необходимых различий) применяются постановления, относящиеся к транзитному проходу через проливы, используемые для международного судоходства и определяющие обязанности судов, осуществляющих проход, а также обязанности государств, граничащих с проливами, включая обязанность не препятствовать транзитному проходу и не допускать никакого приостановления транзитного прохода.
Расширение и интенсификация деятельности государств по использованию морей и океанов привели к возникновению и значительному росту в последние годы международных организаций, призванных способствовать развитию сотрудничества государств в различных областях освоения Мирового океана.
Россия является членом таких международных организаций, как Международной морской организации (ИМО), Межправительственной океанографической комиссии при ЮНЕСКО и международного совета по использованию моря, Международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ).