Международные проливы
Проливы - это естественные морские проходы, соединяющие между собой части одного и того же моря или отдельные моря и океаны.
При установлении правового режима морских проливов государствами учитываются, как правило, два связанных между собой фактора: географическое положение того тли иного пролива и его значение для международного судоходства.
Правовой режим проливов не являющихся международными определяется законами и правилами прибрежного государства.
Международными проливами считаются все проливы, используемые для международного судоходства и соединяющие между собой:
части открытого моря (или исключительных экономических зон);
часть открытого моря (или исключительной экономической зоны) с территориальным морем другого государства.
Разумное сочетание интересов стран, пользующихся проливами, и прибрежными к ним стран нашло свое отражение в положениях Конвенции ООН по морскому праву. В Конвенции содержатся положения, учитывающие специфические интересы государств, граничащих с проливами, в области безопасности, рыболовства, борьбы с загрязнением, соблюдением таможенных, фискальных, иммиграционных и санитарных законов и правил.
Согласно Конвенции, режим транзитного прохода не применяется к проливам, используемым для международного судоходства между частью открытого моря (исключительной экономической зоны) и территориальным морем другого государства (пролив Тирана), а также к проливам, образуемым островом государства, граничащего с проливом и его континентальной частью, если в сторону моря от острова имеется столь же удобный с точки зрения навигационных и гидрографических условий путь в открытом море или исключительной экономической зоне (Мессинский пролив). В таких проливах применяется режим мирного прохода. При этом, не должно быть никакого приостановления прохода через них в отличие от территориального моря, где допускается временное приостановление.
Конвенция не затрагивает правового режима проливов, проход в которых регулируется в целом или частично действующими международными конвенциями, находящимися в силе, которые специально относятся к таким проливам. Такие конвенции заключались в прошлом применительно к проливам, ведущим в закрытое или полузакрытые моря, в частности в отношении Черноморских проливов (Босфор - Мраморное море - Дарданеллы) и Балтийских проливов (Большой и Малый Бельты, Зунд).